Обращение А. М. Васнецова к историческим архитектурным пейзажам Москвы было одновременно работой и благодарной и трудной. Благодарной, ибо художнику предстояло открыть новую и по-своему чрезвычайно своеобразную страницу в истории русской живописи.
Трудной – хотя бы потому, что избранный путь постоянного стремления к большой достоверности и археологической точности изображений старых городов таил в себе опасность отхода от творческой непосредственности, грозил заменой настоящей художественности суховатой исторической иллюстративностью.
В своих лучших произведениях Аполлинарий Васнецов избежал этой опасности. Если взять такие наиболее известные картины, исполненные в начале XX века, как “Улица в Китай-городе”, “На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века”, “Москворецкий мост и водяные ворота Китай-города.
Середина XVII века”, “Всехсвятский Каменный мост. Конец XVII века”, и более поздние его композиции – “Московский застенок. Конец XVI века”, “Гонцы.
Ранним утром в Кремле. Начало XVII века”, мы убеждаемся, что, стремясь к исторически точной передаче “образа города” – Москвы XVI-XVII веков – Васнецов уделяет большое внимание творческому, образно-непосредственному проникновению в особенности жизни того времени.