Пейзажные работы Поля Сезанна отличаются тематическим разнообразием. Так среди его произведений встречаются изображения гор, фруктового сада, долин, рек и многое другое. Особенно примечателен пейзаж Сезанна “Море в Аннеси”, написанный художником в 1896 году.
В настоящее время картина располагается в коллекционных фондах Галереи института Курто в Лондоне.
Картина написана маслом, но рождает впечатление легкой акварельной зарисовки. Полупрозрачные оттенки синего, голубого придают рисунку чистоты и хрупкости. На полотне изображен город на юго-востоке Франции, красивейшее место, Савойская Венеция – город Аннеси.
Аннеси или Анси окружен прекрасными виноградниками и плодородными землями. Савойская Венеция усеяна средневековыми зданиями и небольшими постройками в стиле Ренессанса, которые, используя образное выражение, стоят “ногами в воде”. Аннеси охвачен холодной стихией воды и камня.
Город точно обрамляют красивые Альпийские горы, у подножия которых струится хрустальной чистоты озеро.
На переднем плане холста крупными, размашистыми, слегка небрежными мазками отмечен ствол дерева, достаточно массивный, а, кроме того, само море, плотный объем водной поверхности. Рисунок воды получился похожим на абстрактную, наполненную красочными завихрениями, почти отдельно смотрящуюся живописную работу в духе постимрпессионизма, когда беспредметность становится главнее живой реальности, напичканной предметами и различными излишками образов и деталей.
Центральным мотивом полотна можно считать изумрудно-зеленое побережье Аннеси. Побережье отличается разросшимися пышными, зелеными зарослями деревьев, каштанов и виноградников. Как таковые заросли не прорисованы, скорее напоминая крупные красочные пятна, предельно обобщенные. Побережье в Аннеси усыпано лимонными и золотистыми отблесками, солнечным свечением, умеренным и мягким.
Ближе к правому краю полотна изображен совсем незаметный, небольших размеров дом. Этот дом настолько крохотный, что создается впечатление как будто его достали из маленькой музыкальной табакерки.
Самый дальний план пейзажа представляет изображение великих, суровых Альпийских горных массивов. При написании гор художник использует резкие, отрывистые движения, больше напоминающие штриховку, графический рисунок. Альпы заполняют все пространство полотна, не вмещаясь в рамки картинной плоскости.
Пейзаж Сезанна “Море в Аннеси” навевает прохладу, легкий бриз, свежесть нового солнечного дня. Аннеси – прекрасное место в южной части Франции, которое изобилует живописными видами, где воздух чист и ясен. В подобном уголке земли более остро ощущается жизнь, все чувства, самые тонкие и забытые, обостряются.
Жизнь ощущается по-новому. Все вокруг словно видишь в первый раз, замерев от восторга и лишь без конца созерцая, поражаясь насколько счастье может быть близким и таким возможным. Смысл и настроение пейзажа до конца непонятно и неуловимо, как неуловимо то или иное чувство или та или иная эмоция, да и сама жизнь.
Поэтому и рождается такая живопись, подобная постимпрессионизму, живопись чувства, живопись настроения, живопись неясной мечты.