История написания этой необычной работы нам неизвестна. До Гольбейна сюжет “Христос в гробу” разрабатывали и другие художники, но ни один из них не изображал мертвого Иисуса настолько реалистично.
Согласно давней традиции, живописцы писали Христа в гробу с мертвецов – Гольбейн, верный этой традиции, тоже воспользовался натурой, которой послужил для него выловленный из Рейна утопленник. Впервые картина упоминается в описи, составленной в 1586 году. На самом полотне, над ногой Христа, указаны инициалы Гольбейна и дата создания картины -“MDXXI” .
Кстати, исследование работы в рентгеновских лучах выявило рядом еще одну цифру “I”, поэтому ряд исследователей датирует ее 1522 годом. Художнику в период работы над картиной едва перевалило за двадцать, и можно только поражаться тому непревзойденному мастерству, с которым создано это знаменитое произведение. “Мертвый Христос” в свое время произвел огромное впечатление на Ф. М. Достоевского и стал своеобразным камертоном романа “Идиот”, где это полотно неоднократно упоминается.
Свое отношение к гольбейновской работе Достоевский высказал устами князя Мышкина, воскликнувшего: “Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!” Эти слова часто вспоминают, желая доказать, что единственная тема картины. – это смертный ужас. Но вероятна и иная мотивировка – возможно, столь “жестко” изображая мертвого Христа, Гольбейн готовил зрителя к картине Воскресения, которая бы сказала ему, что и такая страшная смерть побеждается горячей верой.