“Меланхолия” – вторая гравюра в знаменитой серии Три “Мастерские гравюры” на меди.
Величественная, погруженная в размышление крылатая Меланхолия, предстающая в странном, тревожном мире. Гравюра необычайно сложна. Под рукой женщины книга, застегнутая на застежку,- ей сейчас не до чтения.
Над ее головой прибор для измерения времени – песочные часы, соединенные с солнечными. Рядом – колокол с веревкой, которая уходит за край гравюры. Если кто-то невидимый дернет за веревку, колокол зазвонит.
Песочные часы и колокол всегда означали у Дюрера: “Помни о смерти”.
Женщина окружена различными предметами. Назначение некоторых – понятно, других – загадочно. Вместе они образуют хаос. В нем нелегко разобраться.
Над ее головой таблица, расчерченная на клетки с цифрами, так называемый “Магический квадрат”. Числа, вписанные в любые его четыре поля по горизонтали, вертикали и диагонали, дают в сумме “34”. Женщину окружают инструменты для измерения: часы, циркуль, линейка, весы.
Приборы точного измерения, атрибуты точных наук, объединены с принадлежностями и символами магии. Разбросаны по земле инструменты ремесел: пила, рубанок, клещи, молоток. Валяются в беспорядке, в пренебрежении – и они не оправдали надежд, не дали душевного облегчения. Привален к стене тяжелый каменный жернов.
Когда он вращается и мелет зерно, он – символ осмысленного и непрерывного движения. Отъединенный от крыльев мельницы или водяного колеса, он – мертвая тяжесть, символ косной неподвижности.
Мы всматриваемся в неподвижный жернов, в никуда не ведущую лестницу, в странное, хаотически заполненное предметами пространство и ощущаем парадоксальность гравюры: ее части загадочны и непонятны, а общее Впечатление – печали, тяжкого раздумья, тревоги – возникает сразу и без пояснений передается нам, охватывает нашу душу.
Окрыленная женщина тяжело и устало сидит на камне. Сложены ее крылья. Закрыта книга. Разбросаны инструменты. Но в ней живет не только усталость.
В ней – огромная внутренняя сила. И, повинуясь этой творческой силе, этому созидательному непокою, она распрямится, встанет и пойдет. А потом расправит крылья и взлетит.
И пусть песок в часах стремительно отмеряет время, пусть звон колокола напоминает о неизбежности смерти, человеческая мысль будет продолжать свой полет. Творчеству ведомы состояния глубокого отчаяния, но оно продолжается, покуда жив творящий человек. “Меланхолия” – воплощение человека-творца, исповедь художника, нередко испытывающего отчаяние от непомерной тяжести той задачи, которую он взялся решить, но верного властному стремлению познать и воплотить мир.