К образам святых Мурильо приходилось обращаться па протяжении всего своего творческого пути. Внизу воспроизведена относительно ранняя работа мастера “Мария Магдалина”, далее – позднее “Мученичество апостола Андрея.” , законченное мастером незадолго до смерти. Эти картины разительно отличаются друг от друга.
И дело здесь даже не столько в живописных особенностях, а в самом раскрытии темы.
Поздние религиозные картины Мурильо со святыми гораздо более драматичны, чем его же подобные полотна 1640-х, 1650-х, начала 1660-х годов. Да, в “Мученичестве святого Андрея” драматизм навязывается самой ситуацией. Заметим, однако, что молодой Мурильо большой любви к подобным ситуациям не питал. Он предпочитал изображать видения или же деяния святых.
В 1670-х годах он берется за совершенно новые, не характерные для себя сюжеты.
Кроме приведенного здесь “Мученичества святого Андрея”, можно назвать такие работы, как “Бичевание Христа”, “Распятие”, “Святой Франциск, обнимающий Христа”. Но даже и в более “мирных композициях” или же “Милосердие Елизаветы Венгерской” ) появляются сдержанно-трагические ноты, прежнему Мурилъо, который завязывал бантик в волосах ангела, отнюдь не свойственные.