“Мадонна беседке из роз” была написана в 1473 году для церкви Св. Мартина в Кольмаре. Художник изображает здесь излюбленный позднеготическими мастерами символический мотив – беседка из роз была символом рая.
Благодаря гармоничности, трогательной хрупкости, сбалансированной цветовой гамме, тонкости и изяществу композиции, картина считается настоящим шедевром немецкой живописи.
Мартин Шонгауэр изобразил Богоматерь в цветущем саду, в окружении цветов и разноцветных порхающих птиц. Мария бережно держит на руках младенца, который ухватился за ее платье и волосы. Позади них возвышается беседка из красных и белых роз.
Великолепную корону Богоматери держат два ангела в голубых одеждах.
Средневековая религиозная живопись была полна символики. Эти символы были понятны современниками, которые читали псалмы, слушали литургии и проповеди. Нам нужны комментарии, что в этом разобраться.
Все изображенное на картине “Мадонна беседке из роз” имеет определенное символическое значение. Так, колючки розовых кустов олицетворяют шипы на терновом венце Иисуса, а собственно красная роза является традиционным цветком Девы Марии: в псалмах Богоматерь часто уподобляется розовому саду или цветку.
На полотне изображена одна белая роза. Согласно средневековой легенде, белая роза является символом смерти. Таким образом, она может олицетворять будущие Страсти Христовы. Левкои являются растением семейства крестоцветных и символизируют крест, на котором будет распят Иисус.
Художник изобразил ирисы, также считающиеся цветами Девы Марии и символом непорочного зачатия. Белоснежные цветы земляники символизируют девственную чистоту и невинность, земляничный трилистник обозначает триединство Бога, а красные ягоды – кровь Христа.
По эмоциональному воздействию картина оставляет чувство умиротворения и едва ощутимой тревоги. Бледное лицо Марии застыло в одухотворенном спокойствии, но в тонких пальцах заметно напряжение, предчувствие драмы.
У картины “Мадонна беседке из роз” поистине драматическая судьба. В 18 столетии картина была со всех сторон варварски обрезана. Особенно пострадал верх: были полностью удалены изображения Бога-отца и Святого духа.
В 1912 г. “Мадонну” поместили в позолоченный защитный футляр, богато украшенный резьбой по дереву. На створках футляра местный художник Мартин Фойерштайн написал сцену Благовещения.
Футляр успешно защищал драгоценную картину от разрушительного воздействия времени, но не смог уберечь ее от людской алчности. В 1972 году “Мадонна беседке из роз” была украдена из церкви св. Мартина.
Картину нашли в Лионе только через год.
Вновь обретенную “Мадонну” не стали возвращать в действующую церковь Святого Мартина, а поместили под усиленной охраной в Доминиканской церкви, превращенной в музей.