Вклад да Винчи в создание запрестольного образа “Крещение Христа” ярко выделяется как раннее свидетельство его художественного потенциала. Мастерством он превосходит и коллег, и учителя, который всегда признавал талант своего помощника.
“Крещение Христа”, написанное в 1470-1472 и 1475-1478 годы, было заказано мастерской Верроккьо монахами монастыря Сан-Сальви во Флоренции. Возможно, оно предназначалось для церкви Вилламброзе.
Это произведение объединяет в себе творческие усилия Верроккьо и Леонардо. Краткое описание включает запись об “ангеле кисти Леонардо”. Речь идет о крайнем слева ангеле, который стоит на коленях и, полуобернувшись, смотрит на Христа.
Могло ли это изображение быть автопортретом мастера?
Приподнятая голова ангела направляет взгляд зрителя на сцену Крещения. Ангел держит в руках одеяние Христа, готовый подать его Иисусу, когда тот выйдет из реки. В мастерской было принято, чтобы ведущий художник, в данном случае Верроккьо, рисовал главные фигуры – Иисуса и Иоанна Крестителя, – оставляя пейзаж и второстепенные фигуры своим талантливым ученикам. Предполагается, что второй ангел, расположенный ближе к Христу, принадлежит кисти Сандро Боттичелли.
На основании схожих стилистических черт часть пейзажа может быть отнесена к работе Винчи.
К истории создания работы Вазари относит апокрифическую запись о сцене, произошедшей в мастерской Верроккьо во время работы над этой картиной. Верроккьо отлучился из мастерской на некоторое время, а по возвращении увидел изумительного ангела, которого успел изобразить Леонардо. Учитель признал превосходство своего ученика и поклялся непременно бросить рисование.
По окончании работы над этой картиной Верроккьо рисовать не перестал, однако стал больше внимания уделять скульптуре.
Сравнивая эту работу с бронзовой скульптурой Христа и святого Фомы, выполненной Верроккьо для Орсанмикеле, можно заметить некоторое сходство. Карло Педретти в книге “Леонардо” заметил, что второстепенная фигура ангела повернута к зрителю спиной и выполняет ту же функцию, что и фигура святого Фомы: вовлечение зрителя в происходящее на картине, чтобы он почувствовал себя участником Таинства Крещения. Педретти подчеркивает, что лицо ангела работы Леонардо – классической красоты, утонченность его может поспорить с античными моделями.
В эпоху Леонардо мотив “Крещения Христа” был широко распространен среди общественных и частных заказов изображений на библейские темы. Одна работа особенно выделяется на этом фоне – “Крещение Христа” кисти Пьеро делла Франческа, хранящаяся в Лондонской национальной галерее. Прежде чем профессионально заняться живописью, Пьеро делла Франческа изучал математику. Его познания в этом предмете были применены и в картине, которая отмечена точностью симметричных пропорций.
Спускающийся с небес голубь и фигура Христа делят полотно на две равные части, а облака повторяют силуэт голубя, символизирующего явление Духа Святого.