Это относительно ранняя вещь Сальвадора Дали. Картина написана в 1926 году в подарок Гарсиа Лорке, с которым Дали был очень дружен. Впоследствии художник рисовал хлеб бесчисленное множество раз. Он сознательно сделал хлеб своим брендом: “изобрел колумбово яйцо – хлеб Сальвадора Дали”, по его собственным словам.
Дали рисовал хлеб-символ с двойным и тройным дном, хлеб-провокацию.
Хлеб, который никогда не будет съеден, потому что он изначально не предназначался в пищу, а был задуман и воплощен мастером исключительно как арт-объект. Но на этом полотне хлеб вполне реалистичен.
Схожую картину Дали рисовал еще один раз, в 1945 году. На темном насыщенном фоне, навевающем мысли о натюрмортах старых голландцев, лежит скомканная белая скатерть. Фактура ткани, мягкие изгибы ее складок, тени, окрашивающие белую ткань в цвет слоновой кости, – все это прорисовано очень тщательно.
Картина напоминает фотографию с искусственно увеличенной резкостью. На скатерти стоит сплетенная из соломки корзинка изящных очертаний, с изогнутыми витыми ручками. В ней лежит смятая салфетка и четыре ломтика хлеба, два из которых намазаны маслом.
Этот натюрморт, с одной стороны, предельно лаконичен, с другой же – насыщен невероятным количеством мелких подробно прорисованных деталей. Сочетание этих двух факторов завораживает и притягивает взгляд. Торжествующий эстетизм простых вещей в реализме – такой же “фирменный знак” Дали, как костыли и мягкие часы на его авангардных полотнах.