Появление знаменитого полеповского “восточного цикла” этюдов связано с задуманной художником картиной “Христос и грешница”, из которой впоследствии “вырос” грандиозный евангельский цикл. В 1881 году умерла В. Д. Хрущева, сестра Поленова, горячо им любимая, один из самых близких ему людей. Уже на смертном одре она взяла с брата обещание, что он начнет наконец трудиться “серьезно” – имелась в виду работа над полотном “Христос и грешница”, разговоры о котором давно велись.
Пейзажное творчество Поленова в его семье не признавалось “серьезным” делом, в этом смысле родные художника были консерваторами. Ему требовался “материал”, и поздней осенью 1881 года он – в компании с известным искусствоведом А. Праховым и князем С. Лазаревым – отправился в путешествие.
Путь его лежал через Турцию, Египет, Сирию, Палестину и Грецию, поездка продлилась до весны 1882 года. Бьющие в глаза краски Востока, его немыслимые типажи, яркие контрасты восхитили и поразили художника – он работал без устали. Так родился “восточный цикл” этюдов – он был показан на передвижной выставке 1885 года и тут же приобретен П. Третьяковым.
Вокруг громко заговорили о новом слове в живописи, сказанном Поленовым. “Впечатление было велико, – вспоминал И. Остроухое. – Это было нечто, полное искреннего увлечения красочною красотою и в то же время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным путем”. Представляем два этюда из этой поленовской серии: “Олива в Гефсиманском саду”, 1882 и “Константинополь. Золотой рог”.