Метаморфозы в работе Дали 1938 года “Исчезающие образы” – характерный элемент картин второй половины творческого пути автора.
Завораживающий “пластилин”, с которым работал художник, превращал сюжет полотен в многослойный пирог. Кислый, сладкий, а в глубине приторный привкус завуалированной эротики присутствовал в каждом изображении. Сюрреализм – визитная карточка его таланта, – постепенно стал вмещать в картины Дали образы людей, наиболее приближенные к реальности.
Это отголоски академизма, те самые, что кое-где и кое-как пытался отобразить Сальвадор.
В “Образах” автор превзошел свой пытливый талант эротомана. Здесь есть тепло и нега женской груди с синим ореолом, воплощенный в куске автопортрета с пышными усами, далее переходящим в образ первого плана. Женщина с письмом в руках у гардины застыла сине-бледным пятном.
Ее пальцы – струны. Профиль стерт, схематично указывая на аккуратную головку с конским хвостом. Тонкие фаланги искореженных пальцев сжимают лист бумаги – мягкий кусок, голубой росток, часть ветви…
Пластичность коснулась каждого штриха, напоминая комнату сумасшедшего с мягкой обивкой – такой податливой и ватной. Работа написана сухо, практически монотонными красками в холодной температуре теней. Несмотря на обилие полумрака с примесью сажи и ультрамарина, картину нельзя назвать ледяной по тону. Примесь розовых оттенков, например, в углу под географической картой, освежили полумрак.
Техника Дали в “Исчезающих образах”, как всегда, безупречна. Здесь нет грубых мазков, перебитых слоев. Масло ложится гладко, как на толстый кусок хлеба.
Лишь тень за спиной женщины, она же тень от профиля, – прописана “ежиком” тонких штрихов.
Шахматный пол – единственная деталь с четким абрисом и прямыми линиями. Он пронзает синеву работы четкими черными окнами и контрастными белыми плитками. Доска пуста, партия сыграна, а быть может, предстоит реванш в ответ на строки из письма.
Три образа, три доли целого, одна не может без другой ужиться в полотне Дали. Они как общие стены в большой квартире, как стены сот – нерушимы и целостны.