Картина “Имперский монумент женщине-ребенку” – вертикальное полотно, перенасыщенное деталями. Сам монумент имеет отчетливо фаллическую форму. Верхняя часть его словно высечена из камня-песчаника.
Рельеф, освобожденный резцом скульптора из фактуры камня, кажется почти осязаемым.
Динамичности холсту добавляют облака, мазками повторяющие изгиб верхней части монумента; они же уравновешивают композицию в правой части картины.
Ладонь, подпирающая округлую форму на вершине монумента, – явно дань шекспировскому бедному Йорику. Скульптура изгибается вправо, являя зрителю цепочку тревожащих образов и навязчивых идей. Конгломерат фантасмагорических голов – аллюзия на барельеф с четырьмя американскими президентами на горе Рашмор. Затем – голова орла с хищным клювом. Далее – голова-подсвечник: лицо в профиль, перетекающее в лицо анфас.
Голова льва с оскаленной пастью. Средняя часть картины – безумное смешение рук, голов, ягодиц.
В основании монумента – бюст женщины с обнаженной грудью, опирающийся на раскрытый цветок. Веки женщины сомкнуты, рот полуоткрыт. На земле у подножия монумента покоятся руины античного храма.
В левом углу – старое авто; свет его включенных фар ярким желтым мазком притягивает к себе взгляд зрителя, выхватывая из темноты шаткий мостик над пропастью. Завершающие штрихи в этом храме торжествующей эклектики – силуэты Наполеона и Моны Лизы.
В правой нижней части картины – стеллаж ; на его полках – коллекция ключей. Пространство вплоть до горизонта вымощено каменными плитами. Вдалеке, на границе видимости, – крошечные человеческие фигуры.
По сути, это монумент, в котором художник запечатлел слепок собственного внутреннего мира, потрясенного и взбудораженного вторжением в него Гала: жены, матери, музы, ребенка в одном лице. В этой женщине для Дали заключалась целая вереница ипостасей, что, в свою очередь, породило ворох образов, окрашенных в цвета тревоги, неуверенности, вожделения.