В начале 50-х гг. радостное восприятие мира сменяется у Федотова безысходным трагизмом. Художник начинает сомневаться в возможности нравственного усовершенствования общества посредством искусства, и его герои тотчас же становятся пассивными, а композиции – статичными, не остается и следа от уюта и теплоты ранних картин. От вещей, потерявших связь с человеком, веет холодом.
Одной из последних картин, отражающей подобное мироощущение автора, стала картина “Игроки”. Вся сцена, изображенная на ней, кажется порождением кошмара, с которым уже не в силах бороться Федотов, он сам внутри этого кошмара. Игроки здесь убивают время, а время убивает их самих. Люди разобщены, отчуждены друг от друга.
Вся обстановка комнаты, в которой находятся игроки, кажется чем-то ненужным, безжизненным: пустые рамы, висящие на стенах, старый, ничем не покрытый стол, полумрак в помещении – все является отражением мрачного состояния людей, изображенных на полотне.
Позы самих людей, их извивающиеся тела, напоминающие языки пламени, свидетельствуют об изворотливости человеческого ума. В этой картине Федотов изобразил мир страшный, призрачный, с распавшимися связями, мир, в котором утрачен смысл существования.
Творческая жизнь художника оказалась недолгой, но и за это время Федотов смог стать знаковой фигурой на пути эволюции русского искусства от романтизма к реализму.