Картина голландского живописца Яна Вермеера Делфтского “Географ”. Размер картины 52 х 46 см, холст, масло. В картинах нидерландского художника “Астроном” и “Географ” есть много черт, характерных для всего творчества Вермеера.
В частности, естественное освещение из окна в левой части картины, стол, покрытый ковром, картина и карта на задней стене.
Художник, несомненно, был знаком с работами современников, в частности, мастерами школы Рембрандта, изображавшими ученых мужей. Поза “Географа” очень похожа на изображение Фауста на знаменитой одноименной гравюре Рембрандта. Но в отличие от других картин художника, изображавших погруженных в свои дела и самодостаточных женщин, на этом полотне изображен ученый мужчина, занятый напряженным умственным трудом.
Он одет в просторную мантию – одежду ученых того времени. Склонившись над пергаментной навигационной картой, развернутой на столе, он, кажется, на минуту поднял голову, чтобы произвести необходимые вычисления.
Цируль, который географ держит в правой руке, служил для измерения расстояний, другой измерительный прибор – угломер – лежит на стуле в правой части картины. Стул, стоящий у задней стены, обит гобеленом с растительным орнаментом, на полу лежат несколько свернутых карт, на стене – карта “Морское побережье Европы” Вильяма Янса Блау. Тот же шкаф, изображенный на картине “Астроном”, стоит в том же углу у окна. На нем – несколько книг и глобус Йодокуса Хондиуса 1600 года.
Его же небесный глобус изображен в картине “Астроном”. Обе картины, скорее всего, изображают одного и того же человека.
Существует мнение, что это – Антоний ван Левенгук, известный как изобретатель микроскопа. Он же мог быть и заказчиком этих парных картин. Но некоторые исследователи считают, что это мог быть другой современник Вермеера – Иоханес де Веерт, картограф, живший в Делфте. Антоний ван Левенгук и Ян Вермеер не могли не знать друг друга – слишком мал был Делфт, чтобы два известных человека, два ровесника, крещенных к тому же в одной церкви и чуть ли не в один день, не раскланивались друг с другом на улицах родного города.
Два замечательных голландца вполне могли быть и близкими друзьями.
У художника и ученого явно были общие интересы. Американский исследователь творчества Вермеера Артур Уилок заметил, что после 1655 года, когда Антоний ван Левенгук увлекся работой с линзами, астрономией и навигацией, на полотнах Вермеера тоже появились “методично воспроизведенные карты и глобусы”. И, видимо, не случайно после смерти нидерландского художника Яна Вермеера Делфтского именно Антоний ван Левенгук был назначен его душеприказчиком.