Фокусник – картина нидерландского художника Иеронима Босха. Относительно времени написания нет единого мнения и потому датой называют период с 1475 по 1502 год. Работа относиться к самым ранним в творчестве художника.
Находится в коллекции Муниципального музея в городе Сен-Жермен-ан-Ле.
Сюжетом картины художник выбрал древнее занятие разного рода мошенников – фокус с наперстками. В то время, как все присутствующее устремили взгляды на фокусника – его сообщник в толпе ворует кошелек. Иероним Босх изобразил аллегорический символ на столе и во рту склонившегося над столом – лягушку.
Это земноводное включали в картины, где нужно было передать какой либо порок или высмеять церковные ритуалы. Одежда фокусника наводит на аналогию с красной мантией папских кардиналов, а стол с предметами для фокусов – церковный алтарь.
Каждого из толпы у стола художник наделил индивидуальными чертами и занятым собственным делом. Склонившийся над столом – это зажиточный горожанин, изо рта которого выглядывает лягушка, как символ порока и греховности. Мужчина, что ворует у него деньги – изображен в одежде члена ордена доминиканцев. Мужчина в черной одежде открыто флиртует с женщиной в красном головном уборе, положив одну руку на ее плече, а вторую – на грудь. Монахиня пристально наблюдает за действиями фокусника, а рядом стоящий с ней мужчина в зеленой одежде – смотрит на зрителей.
Как было замечено исследователями творчества Иеронима Босха – лицо мужчины в зеленой одежде встречается и на других полотнах. Колорит жанровой сцены построен на сопоставлении друг-другу таких цветов, как: белый, красный, черный, а также незначительными оттенками коричневого, синего и зеленого.