Мане всегда интересовался костюмом, и поэтому “костюмированные” персонажи появляются во многих его произведениях. Он и сам очень любил переодевания. Берта Моризо, художница его круга и просто близкий Мане человек, вспоминала, что во время осады Парижа в 1870 году он то и дело менял униформу, привлекавшую живописца своей красочностью.
“Флейтист” написан Мане в стилистике японских гравюр, отличавшихся тем, что фигуры на них обозначались четкими силуэтами, а второстепенные детали лишь намечались. Эту особенность подчеркивает и необычный плоский фон работы. Критика приняла картину Мане весьма прохладно; приемная же комиссия Салона 1866 года отвергла ее.
В одной из газет не без ехидства говорилось: “В этой работе нет ни объема, ни воздуха, ни перспективы.
Бедный мальчик смотрится бубновым валетом, пришпиленным к воображаемой стене”. Позировал Мане музыкант из оркестра Национальной гвардии, которого присылал к художнику один из его приятелей-военных. Лицо флейтиста, как принято считать, написано художником со своего сына, Леона.