Картина стала последней, которую художник согласился выставлять на публику. Уже через несколько месяцев он откажется от выставок и его работы станут недосягаемыми на несколько десятков лет.
Главной чертой полотна считается его скромность. Отсутствие ярких оттенков и игры со светом делает пейзаж умиротворенным. Создается эффект прозрачности: река теряется в предрассветном тумане.
Передний план с сочной зеленой рекой переходит в спокойный белый цвет прозрачных вод Днепра и неба. Преобладание белого нежно-розового и желтого цветов позволяет утверждать о чертах импрессионизма, присутствующих в картине. Но главная задача, заключалась в создание впечатления необъятности пространства.
Несмотря на маленький кусочек степи на переднем плане и небольшой изгиб реки, в этой картине ощущается ширь и простор. Отказ от световых эффектов не обедняет картины, тут все сказано в ее простоте. Выжженные солнцем степные травы и одинокий куст репейника на пригорке – просто до невозможности. Но простор можно ощутить, только не зацикливаясь на отдельных ярких деталях.
Поэтому, художник и убрал их отсюда.
Отказавшись от игры со светом, Куинджи сосредоточился на создании воздушной среды. Белые цвета и розовые полу оттенки придают воздуху эффект свечения, будто он впитывает в себя молчание реки, пьет из нее, чтобы разнести умиротворение над всей степью.