Рембрандт Харменс ван Рейн – голландец, величайший художник золотого века живописи. В его творчестве были и гравюры, и этюды, и рисовальные работы помимо знаменитой масляной живописи. Но главным достоинством его богатой коллекции стала разносторонность выбранных сюжетов и богатая градация по сюжетной линии.
Большую часть тематических собраний составляет та, что написана по сюжетам библейских притч.
Это обусловлено набожностью людей, живущих под гнетом церковных гонений и слепой веры. Среди сказаний, вызывающих интерес у многих творцов, была печальная притча об израильском царе Давиде, его верном войне Урии Хеттеянине и жене война Вирсавии, дочери приближенного к царю гвардейца Елиама. В основе завязки и трагического конца истории лежал роковой любовный треугольник.
Где главными героями были сам Давид, Урия и молодая Вирсавия.
Зачинщиком тайной любовной связи стал Давид, проведший ночь с красавицей. Результатом единственной ночи стала неожиданная беременность женщины, а, следовательно – сплетни и прямой путь к участию в людской молве и недовольствах. По аналогии с похожими историями могущественный Давид решился на подлость и всячески пытался извести соперника – законного супруга Вирсавии.
После того, как Урия отказался войти в собственный дом, чем спутал замысел покровителя, Давид отважился на единственное верное средство – убийство соперника в бою. Урия был сражен. Смерть война развязала руки Давиду, и тот женился на Вирсавии, чем вызвал гнев Божий и проклятии.
Беда за бедой настигала дом и семью Давида, и тот раскаялся в деянии. Прощение распространилось впоследствии и на жен его, и дом родной, и на детей.
Несмотря на счастливую развязку истории, авторы полотен особое внимание уделяли моментам наиболее мрачным. Одним из них стал разговор Давида и Урии, когда воин отправлялся на верную смерть. “Давид и Урия” – полотно Рембрандта с повествованием конца разговора и ухода печального и обозленного Урии из палат Давида. Наравне с мрачным сюжетом сама картина так же не пестрит радужными красками.
Настроение утраты и понимания предательство возлюбленной солдата автор передал довольно-таки темными красками, краплаком и угольной сажей. Еще раз, обозначив свой талан мастера светотени, Рембрандт “вырвал” мрачное лицо Урии из мрака комнаты. Уход война сопровождается скорбью в глазах старца на дальнем плане и лукавым взором Давида. Эти три белых пятна в сумраке интерьера скупы на мимику и красноречивы одновременно.
Благодаря опыту художника, а на тот период Харменсу ван Рейну исполнилось 59 лет, картина получилась взрослой и тоскливой, точной копией душевных переживаний самих героев и пожилого автора.
К сожалению, этот период творчества живописца стал началом заката. Его полотна были чересчур темными, слишком печальными. В далекое прошлое ушла детализация, которою демонстрировал “свежий” молодой Рембрандт.
Однако, сегодня, настоящий ценитель – наш современник не делает ставку на моду в деталях, он ценит старину, понимает автора, воспринимает его письмо, как должно, глубоко и трепетно.