Уникальные произведения раннего Возрождения представлены в Лувре с удивительной полнотой. Собрал эту бесценную коллекцию директор Музея Наполеона, так тогда назывался Лувр, барон Виван-Денон. После падения Наполеона комиссия, призванная возвратить тосканские картины в Италию, их не востребовала.
Одной из жемчужин этой коллекции был алтарный образ из церкви Сан-Франческо в Пизе с изображением Богоматери на троне с Младенцем в окружении ангелов. Эта алтарная створка по времени относится к концу XIII века. Картина, поступившая в Лувр в 1814 году, очень большая – самая крупная в разделе живописи раннего Возрождения.
В ней наиболее ярко отражен переход от господствовавшего в то время в живописи византийского стиля к той особой текучести линий, которая станет неотъемлемой частью тосканского искусства.
Знаменитый историк искусств Джорджо Вазари считал ее произведением тосканского художника Чимабуэ, хотя вторая алтарная створка, находящаяся сейчас во Флоренции, приписывается Дуччо, сиенскому двойнику Чимабуэ, и считается более поздней.
Этот алтарь открывает в живописном искусстве тот новый вид произведений, который носит отпечаток их творцов. Память о такой личности, как Чимабуэ, была жива и три века спустя, когда Вазари писал хронику эпохи Возрождения под названием “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”. По словам Вазари, Чимабуэ был очень упрям, за что получил прозвище “Бычья голова”.
В его образах всегда присутствует особая напряженность, ощутимая в открытых, устремленных прямо на нас взглядах.