По народному нидерландскому обычаю, 6 января, в день “трех королей”, в праздничный пирог запекался боб. Тот, кому доставался кусок пирога с ним, становился “королем” праздника. На него надевалась бутафорская корона и он выбирал себе “королеву” и назначал “штат придворных” – от министра до шута.
Все повиновались “королю” и пили по его приказу. В XVII веке, во времена Иорданса, подобные пиры начинались пополудни и затягивались за полночь.
Тема, дающая возможность показать сильных и здоровых людей, веселящихся в непринужденной обстановке, неоднократно привлекала внимание Иорданса. Известно около десятка его картин и рисунков на этот сюжет. Эрмитажный экземпляр, относящийся ко времени расцвета творчества художника, является одним из лучших.
Картина Иорданса преисполнена радости земного бытия и избытка жизненных сил. Пир в разгаре. По возгласу: “Король пьет!” все осушают бокалы.
Пьют старики и малыши, забыты условности и приличия, царит буйное веселье. Художник передает эту грубоватую сцену, ничего не приукрашивая и не смягчая, чувствуется, что он откровенно любуется ею.
Крупные, почти в натуральную величину, фигуры людей придвинуты к переднему краю картины, взгляды и жесты некоторых персонажей обращены к зрителю, как бы привлекая его к участию в происходящем. Кажется, мы слышим громкое пение и смех и как будто ощущаем близость этих грузных, мощных тел. Взаимоперекрещивающиеся, сталкивающиеся движения фигур, так же, как светотеневые контрасты, повышают впечатление динамики.
Вся группа озарена золотистым вечерним светом, в его лучах с особенной силой вспыхивают яркие коричневые, красные, розовые тона одежд, волос и лиц, создающих звучную симфонию красок. Сцена обычной пирушки воспринимается зрителем как утверждение художником-реалистом красоты и значимости земного бытия.
Картина “Бобовый король” поступила в Эрмитаж из собрания Академии художеств СССР в 1922 году.