В гравюре “Битва архангела Михаила с драконом” Альбрехт Дюрер иллюстрирует главу 12 книги “Откровение” Иоанна Богослова:
“И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним”.
Художник изобразил Архангела Михаила в тот момент, когда он нанес удар копьем в пасть дракону. Длинное светлое копье подобно молнии. Чудовище опрокинулось навзничь и сейчас рухнет па землю со страшной высоты. Воинство архангела Михаила мечами и стрелами добивает порождения тьмы.
Победа нелегка! Огромное усилие ощущается в руках архангела, яростны взмахи мечей, туго натянут лук – грозное сражение бушует в небе.
А под черной тучей, в которой кипит эта битва, снова видна земля. На земле светлый день. Спокойная и мирная даль. Это уже не маленький уголок, это огромный простор – воплощение мирового пейзажа: горы, холмы, деревья, город.
Пейзаж приходится описывать почти теми же словами, какими уже говорилось о других пейзажах “Апокалипсиса”, но это, в сущности, и есть все тот же пейзаж. Те же корабли плывут по морю, те же деревья тянутся вдоль дорог, тот же город возносит к небу шпили башен.
Альбрехт Дюрер находит подробность поразительную, которая сильнее всего передает ощущение спокойствия, обретаемого землей. Перед мостом на въезде в город Гостеприимно поднят шлагбаум: опасность больше не угрожает жителям. Это едва заметная деталь. Ее на оттиске нужно разглядеть.
Но как радовался Дюрер, когда придумал такую подробность! Открытые городские ворота, поднятый вверх шлагбаум, как красноречиво говорит это о мире!