Этот “Автопортрет” Дюрера – яркое свидетельство его заботы об утверждении социального статуса художника. Тщательно выписанные детали костюма показывают нам несравненное умение автора передавать мельчайшие подробности окружающего мира и заставляют вспомнить его собственные слова: “Чем точнее художник изображает жизнь, тем лучше смотрится его картина”. Руки Дюрера сложены так, словно они лежат на столе.
При этом они обтянуты перчатками – очевидно, для того, чтобы подчеркнуть, что это не руки простого ремесленника.
Открывающийся в окне альпийский пейзаж напоминает о поездке в Италию, состоявшейся несколькими годами раньше. Все здесь работает на усиление вполне определенного пафоса; картина провозглашает социальную значимость живописца, его право на внутреннюю свободу и собственный взгляд на мир. Во времена Дюрера такой подход был новаторским. Первым в истории германской живописи Дюрер начал писать автопортреты. Это было смелым шагом, знаменующим освобождение личности художника из-под власти сословных предрассудков.
Автопортреты Дюрера складываются в уникальную серию. До Рембрандта в западноевропейской живописи чего-нибудь подобного больше не делал никто.
Первый автопортрет художник создал в тринадцатилетнем возрасте. У мальчика на этой картине пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по-детски пристальные глаза. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя.
Ранние автопортреты художника прекрасно дополняются строками из его юношеского дневника: “Слишком ленивым должен быть разум, если он не отваживается открывать что-то новое, а постоянно движется в старой колее, подражает другим и не имеет в себе сил заглянуть мыслью вдаль”. Это отношение юного Дюрера к жизни и творчеству сохранится в нем навсегда. В похожем ключе он решил и очень камерный “Автопортрет с гвоздикой” .
В шедевре 1498 года, ставшем темой этого раздела, нашел отражение ренессансныи подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким общественном статусом. Но есть еще один автопортрет Дюрера, где все эти тенденции достигают кульминации. Он датируется 1500 годом. Мастер написал себя таким, каким хотел видеть, размышляя о великом призвании художника. Человек, отдавший свою жизнь служению прекрасному, должен быть прекрасен и сам.
Поэтому Дюрер написал себя здесь в образе Христа.
Современному зрителю это может показаться кощунством. Но немцы начала XVI века воспринимали все по-другому: для них Христос был идеалом человека, и поэтому каждый христианин обязан был стремиться уподобиться Христу. На черном поле этого автопортрета Дюрер вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму а справа, симметрично им, написал: “Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками”. А рядом повторил год: “1500”.
Именно в 1500 году людьми того времени ожидался “конец света”. В таком контексте эта работа Дюрера прочитывается как его завещание вечности.