На автопортрете Эдварда Мунка мы видим фигуру мужчины с зажженной папиросой, окутанную сизым табачным дымом, который призван увеличить на картине выразительность лица художника и его правой руки. Фактически, этот дым становится рамкой, обрамлением для них, медленно поднимаясь от правого рукава до висков художника; дополнительный ограничивающий эффект создает ослепительная белизна манжеты и широкого воротничка. Тонкие штрихи красной краски обозначают припухшие жилки на тыльной стороне руки, правый висок и правая часть лба тонированы желтым цветом.
Благодаря этому приему, внимание зрителя сосредотачивается на пристальном взгляде художника, на его сильной, нервной кисти. Для большей выразительности Мунк отказывается от локальных цветов в пользу основных. Еще более важно то, что он практически полностью отказывается и от реалистической передачи какого-либо фона.
Пространство, в которое помещена фигура художника, словно вырастающая из некой бездны, прорисовано достаточно жидкими масляными красками, торопливыми, в основном красными и синими мазками.
Тщательно выписанные лицо и рука с папиросой противопоставляются художником почти абстрактному воспроизведению окружающей обстановки, и именно это делает картину такой живой и непосредственной. Само собой, контраст легкости и невесомости голубой папиросной дымки и прямым, строгим и решительным взглядом художника, устремленным в зеркало, часто подталкивал критиков к истолкованию картины с привлечением фактов из биографии художника, но в его позе чувствуется такая отвага и решимость, что становится понятно: он выше всякого вмешательства в его жизнь и творчество.
Ко времени создания картины “Автопортрет с зажженной сигаретой”, в которой Эдвард Мунк стремился понять свой собственный образ и свою личность, художник прошел значительную часть творческого пути, пролегавшего через скандалы, тяжелый труд и несчастья. Нездоровье и обостренная чувствительность сопровождали творческое развитие Мунка и формировали суть его художественного видения.