В 1860-е годы Айвазовский расширил тематику своего творчества, обратившись к “сухопутным” сюжетам. Этот шаг не был неожиданным. Как раз в это время обвинения его в том, что он умеет писать только “волны”, стали общим местом, и художнику потребовалось доказать, что его дарование вполне универсально.
Вопрос – доказал ли? Из-под его кисти вышло несколько неплохих украинских пейзажей – таких, как “Ветряные мельницы в украинской степи на закате солнца”, 1862 . Украинская степь давно очаровала живописца, эта любовь сквозит в указанных работах.
В них зритель обнаружит лучшие черты, присущие и морским пейзажам Айвазовского: виртуозное построение перспективы, прозрачность и изысканность палитры, романтическую взволнованность. И все же – эти образы явно уступают созданным им образам морской стихии. В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ, тоже отразившееся в нескольких его полотнах, – в частности, в работе “Аул Гуниб в Дагестане.
Вид с восточной стороны”, 1869 . И здесь эхо романтизма звучит вполне явственно. Это вполне закономерно, если не забывать, что с Кавказом вообще связано рождение романтизма в русской культуре.