Апостол Иоанн Богослов, сын Зеведея, был братом Иакова. Так же, как Петр, Андрей и Иаков, его брат, и Зеведей, их отец, рыбачил. Также слушал проповеди Иоанна Крестителя, и считался его учеником. Наряду с Петром и Иаковом, был среди первых призванных и ближайших учеников Господа, и почитался столпом церкви. В числе самых близких учеников, Иоанн присутствовал при важных событиях служения Сына Божьего на земле.
Он сопровождал Господа при воскрешении дочери Иаира, на Горе преображения, в Гефсиманском саду.
Иоанна Богослова называли “апостолом любви”, неоднократно в Новом Завете он упоминается, как любимый ученик Иисуса. События во время последней трапезы, Тайной Вечери, подтверждают это. Иоанн возлежал на груди Спасителя, от имени учеников спрашивал Учителя, кто же предаст Его, и Христос не обманул ожидания, и ответил на вопрос любимого ученика:
Иоанн вместе с Петром последовал после ареста Христа к дому первосвященника Каиафы, и пользуясь своими связями, даже проник во двор. Молодой апостол стал свидетелем истязаний и допроса Сына Божьего. Иоанн сопровождал Христа до самого конца, во время шествия по улицам Иерусалима, вместе с женщинами, стоял у креста, на котором умирал Спаситель.
Перед самой смертью Господь поручил заботам ученика Марию, матерь Его. Он одним из первых засвидетельствовал воскресение Христа, увидев пустую гробницу. Зачастую в миссионерских путешествиях Иоанн сопровождал Апостола Петра.
Новый Завет включает пять книг, которые полагают написанными Иоанном Богословом – Евангелие от Иоанна, три послания и Отровение.
Согласно преданию, Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, в частности в Ефесе, потом был привезен для суда в Рим, был приговорен к смерти, но чудесным образом спасся – ему не повредил чаша яда, который он выпил, и не погиб в котле с кипящим маслом. Затем апостола сослали на остров Патмос, где он получил и записал для последующих поколений мистическое Откровение. После ссылки он вернулся в Эфес, где прожил до глубокой старости.
Единственный из апостолов, Иоанн избежал мученической смерти.
Традиционно Иоанна Богослова изображают в образе миловидного юноши с длинными волнистыми волосами. Его обычные атрибуты – книга или свиток, орел, который порой изображался с пером или чернильницей в клюве. Также к часто используемым атрибутам Апостола Иоанна относится чаша, в которой находится змея. Реже Апостола Иоанна изображают находящимся в котле с кипящим маслом, или в образе седобородого лысого старца.
Эль Греко неоднократно изображал Св. Иоанна: и в сериях Апостоладос, и в парных изображениях святых, В Гефсиманском саду, и в мистическом “Снятии пятой печати”. Он воспроизводил святого в облике юноши с копной каштановых вьющихся волос, с узким нервным лицом.
В руках Иоанн держит чеканный золотой кубок, в котором находится миниатюрный крылатый дракон.
И если в написанной всего несколькими годами ранее Картине той же тематики, хранящейся в Прадо, Иоанн Богослов написан в теплой палитре, в образе подростка, на фоне грозового неба. То в более поздней версии картины, включенной в серию Апостолодс, Иоанн изображен в старшем возрасте. Это полотно производит более тревожное, даже мрачное впечатление.
На мертвенно-бледном, изможденном лице молодого человека словно читается отпечаток страданий и того мистического мира видений, в который он погрузился, пребывая на острове Патмос.
Как и во многих произведениях позднего периода, пропорции лица, кистей, да и всей фигуры вытянуты, складки одеяния лежат ломаными грубыми линиями. И в противоположность, искусно выполнена тонкая чеканка драгоценного кубка. Между лицом апостола и кубком словно существует незримая связь. Взгляд словно перетекает от лица Иоанна по зеленому рукаву, к золотой чаше.
Змей-дракон, столь миниатюрный, что вмещается в чашу, растопырил крылья, будто изо всех сил, в панике стремится высвободится из плена. Апостол видел его поражение: