Картина “Аллегория чревоугодия и любострастия” или иначе “Аллегория обжорства и похоти” написана в зрелом периоде творчества художника не случайно. По-видимому, эти грехи Босх считал одними из самых омерзительных и присущих прежде всего монахам. Тогда же и написан знаменитый “Корабль дураков”, также обличающий духовенство.
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках – от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений.
Картина хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха “Семь смертных грехов”. Чревоугодие воплощено в образах купальщиков, собравшихся вокруг большой винной бочки, верхом на которой сидит пузатый крестьянин. Держа на голове блюдо с мясным пирогом и ничего из-за этого не видя, еще один персонаж подплывает к берегу.
Справа в шатре сидят любовники. Они пьют вино. “Sine Cerere et Libero friget Venus” – этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья; проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что “чревобесие и пьянство – мать блуда”.