Картина “Звезда утра” относится к зрелому периоду творчества Николая Константиновича Рериха. “Звезда утра” написана в 1932 году в темперной манере живописи. Для Н. К. Рериха, темпера – особый материал, который позволяет усилить яркость, световую насыщенность полотна. Темперный рисунок отличается мягкостью, пастельным, тонким звучанием красок.
Картина Рериха “Звезда утра” в настоящее время принадлежит коллекции живописных работ Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.
“Звезда утра” имеет символьную основу. Символы неба, звезд, горных вершин – наполнены смыслом и ясностью бытия. Мир словно застыл в прозрачном, тихом пространстве, где время превращается в вечность, а монохромная глубина ночи в сложное разноцветие утренних красок.
Композиция картины состоит из нескольких планов, постепенно разрастающихся по вертикали. Это композиционное построение плана неба, гор небольшого поселения и темной мощи земли, выступающей точно фундамент всей картины, напоминает своеобразный градиент от однотонного сложного оттенка неба к почти черному тону земной поверхности внизу картинного рисунка.
Перекличка и игра цвета начинается на уровне изображения гор и слабоосвещенных утренним светом построек из камня. Образ горных массивов колористически многолик и контрастен. В изображении гор нет тусклых, потухших красок, а напротив, их рисуночный образ представлен преимущественно в синевато-сиреневой гамме. Использование подобного колорита несет в себе определенную символичность и мотивы холода, ночной темноты, глубины молчания, скрытых переживаний, возможных страхов и тайн. Горные вершины в работе Рериха “Звезда утра” отличны друг от друга и в отношении рисунка, и в плане цветового решения.
Каждая гора обладает набором только ей одной присущих линий и черт, цветов и контрастов.
Картина “Звезда утра” получилась довольно стилизованной. Стилизованным, упрощенным и, своего рода, аскетичным получилось и изображение возвышающегося силуэта небольшого поселения или городка. Силуэт города отличается четким контурным рисунком, подчас резкими контрастными переходами света и тени, без промежуточных стадий, полутеней и полуконтрастов. Образы каменных зданий напоминают причудливый самоцвет. Необычное комбинирование цвета, соотношение света и тени позволяет эти образы каменных строений визуально акцентировать и усилить в нашем восприятии.
Точно замок из переливающихся кристаллов эти образы входят в наше сознание ярким воспоминанием, которое навсегда будет освещать звезда утра.
Произведение “Звезда утра” точно стихотворение или какая-нибудь лирическая мелодия озаряет своим мерным спокойным звучанием все вокруг, рисуя перед нами сложное, пограничное состояние пространство-времени, когда едва пробивается утренняя звезда и постепенно уходит ночь и наступает светлое утро, предвещающее новый день и возможность начала новой жизни.