В 1897 году Пикассо, следуя советам отца, пишет огромное полотно – 197 сантиметров в высоту и 249,5 сантиментров в ширину – в академической манере. Без сомнения, именно из уважения к отцу Пикассо, который даже того не понимая, прошлым летом открыл для себя экспрессионизм, написав один из лучших в испанской живописи портретов, портрет набожной и безумной тети Пепы, становится теперь гораздо консервативнее.
“Знание и милосердие” – не более чем обычная картина с бытовым сюжетом, композиция которой, вне всякого сомнения, продумана доном Хосе Руисом Бласко, к тому же ее тематика и композиция свидетельствуют о влиянии другой картины – “У постели больной матери” Энрике Патернина.
Добавим, что дон Хосе послужил моделью для врача на картине сына: он следит за пульсом умирающей, в то время как монахиня подносит ей маленького ребенка. Палау-и-Фабре выяснил, что ребенка, изображенного на картине, дон Хосе брал на несколько часов у бойкой попрошайки за небольшую плату, а монашеское одеяние – в одном из барселонских монастырей, настоятельница которого была родом из Малаги и дружила с тетей Пепой. Но гораздо примечательнее самой картины ее судьба.
Она по-прежнему приводит в восхищение далеких от искусства людей, которые задаются вопросом, как мог пятнадцатилетний подросток написать такое совершенное полотно.
Пикассо подарил картину своему дяде Сальвадору вместе со всеми предварительными набросками, и в доме дяди Сальвадора она находилась вплоть до самой его смерти, после чего картину унаследовала Лола Руис Пикассо, в конечном счете полотно и все наброски оказались в барселонском Музее Пикассо. Из книги Карлоса Рохаса “Магический и мифический Пикассо”.