На протяжении небольшого периода с 1894 по 1895 год Коровин создал целый цикл картин, посвященный зимним пейзажам севера и средней полосы России. “Зимой” – одна из этих работ, экспонирующаяся сегодня в Третьяковской галерее.
Цветовой колорит картины скромен, однако, каждый цвет у Коровина получается каким-то объемным и богатым – столь филигранно было фактурное письмо живописца. Композиция выстроена по диагонали.
В центре сюжета – обычная крестьянская изба, укрытая белым снегом. Все вокруг буквально дышит размеренной сельской жизнью – покосившийся забор, заснеженный двор, лошадка, готовая вести своих хозяев куда-то. Вдали чуть различима полоса леса, перекликающаяся со стройными голыми березками на переднем плане.
Автору также удалось изобразить едва уловимую дымку свежего морозного воздуха, которая застилает весь неприхотливый пейзаж.
На переднем плане мы видим темную покорную лошадь, запряженную в сани. Деревенская лошадка спокойно стоит во дворе, привычно ожидая своего хозяина, который вот-вот должен появиться из избы.
Цифровое изображение не в силах передать еще один уникальный прием Коровина наряду с неуловимой дымкой морозного воздуха – это перламутровое свечение белизны на полотне, полученное в результате смешения серого и белого в их различных теплых и холодных тонах.
Современные искусствоведы замечают, что не стоит недооценивать эту неприхотливую по сюжету зимнюю картину Коровина. Во-первых, ее исполнение выше всяких похвал, а во-вторых, эта картина наряду и с другими “коровинскими” полотнами стала исходной точкой для многих прославленных пейзажистов будущего, таких как Левитан и Серов.