Натурщицами Россетти всегда были исключительно красивые женщины. Причем чем дальше, тем больше места занимали они в работах мастера. После смерти Элизабет Сиддал, которой посвящена “Беатриче благословенная”, Россетти почти полностью переключился на создание поясных женских портретов.
На его картинах зритель видит одни и те же знакомые лица – Элизабет Сиддал, Фанни Корнфорт, Джейн Моррис. Кроме них, писал художник и Энн Миллер, бывшую любовницу Холмена Ханта, а также Алису Уайлдинг. Ее он случайно встретил на улице и предложил ей время от времени позировать ему.
Россеттиевские “картины с женщинами” нельзя назвать в полном смысле слова женскими портретами, поскольку своих моделей живописец изображал, как правило, в виде литературных героинь и древних богинь. Иногда смысл композиции прочитывается легко, а иногда говорящие детали в работе практически отсутствуют.
“Монна Ванна” – одна из известнейших работ позднего Россетти – кажется наиболее близкой к жанру портрета, однако и она насыщена особым смыслом. Отметим, что с технической точки зрения “Беатриче благословенная” – далеко не самое совершенное произведение Россетти. А вот сохранившиеся зарисовки и наброски к ней говорят о большом мастерстве Россетти-рисовалыцика.
Надо сказать, что подготовительные рисунки художника довольно часто бывали сильнее его завершенных картин.