Герард Терборх – выдающийся мастер жанровой живописи голландской школы XVII века. В начале своей карьеры он писал в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, а с конца 1640-х начал специализироваться на сценах в интерьерах с небольшим числом действующих лиц – как правило, это были пары, дамы за чтением, письмом и музицированием.
Не исключено, что изображенная здесь дама – сестра художника. Художник жил в нужде, этим объясняется то, что в качестве моделей он использовал узкий круг близких людей, в частности сестру Гезину. Скорее всего именно она представлена на картине “Женщина, моющая руки”.
Обычно подобного рода сюжеты трактуются исследователями как аллегория распутной жизни, но в данном случае содержание произведения, вероятно, представляет аллегорию добродетели. Ее символы – задернутый полог кровати, умывание рук дамой, отсутствие ювелирных украшений на столе и наконец собака, оберегающая душевное спокойствие хозяйки.
Ярчайшей иллюстрацией значения символа животного может служить картина Яна ван Эйка “Портрет четы Арнольфини”, хранящаяся в Национальной галерее в Лондоне. С живописной точки зрения Терборх в этой работе проявил себя как непревзойденный мастер передачи материи, в частности белого атласа и разноцветной скатерти стола.