Одна из самых противоречивых работ Гогена. Некоторые усматривают в ней глубокое философское размышление живописца, другие же склонны считать автора святотатцем, поправшим религиозные чувства. Находятся и те, которые приписывают эту работу вместе с подобным полотном “Зеленый Христос” к такому зарождающемуся направлению, как символизм.
Работа была создана в Арле, где художник любил бывать, любуясь деревенскими пейзажами. Вообще, Гогену была несвойственна живопись религиозной тематики, но те немногочисленные работы, касающиеся в той или иной степени религии, отличаются нетривиальным взглядом и новаторским воплощением.
Разглядывая картину “Желтый Христос”, первое, что бросается в глаза – несоответствие героев, которые вступают в конфликт друг с другом в рамках одного сюжета. Распятый на кресте Христос, лицо которого выражает ту степень страдания, когда все происходящие уже кажется безразличным, окружен тремя бретонскими крестьянками, спокойными и несколько отрешенными. Сельский пейзаж с зеленеющими полями и работающими на просторах крестьянами доводит сцену до абсурда.
Как уже отмечалось, представленное полотно, трактуется по-разному. Одна из трактовок гласит, что эта картина явилась визуальной попыткой Гогена обратить внимание на религиозную проблему – общество давно забыло ту великую жертву, которую ради всего человечества принес Христос. Вот и крестьянские девушки безучастно сидят вокруг креста с умирающим мучеником, равнодушные и апатичные участники трагической сцены.
Не только сюжет явился одиозным в “Желтом Христе” – Гоген дает новую трактовку цвету. Генеральным цветом картины является – желтый, при этом фон и герои не только не сопоставляются, но и сливаются друг с другом. Сам цвет противоречит происходящему – золотой, умиротворенный, радостный, солнечный, именно его живописец выбрал для создания столь эмоционально сложной работы.
Знаменитый драматург и писатель Октав Мирбо высказывался о картине как о противоречивой смеси из готических символов, католических чувств, индийской медитации и варварской торжественности.