У Мане был удивительный талант – выхватывать из повседневной жизни обыденные, на первый взгляд, сценки и обращать на них внимание других людей. Люди, занятые повседневными делами, лица, которые можно встретить, просто выйдя на улицу.
Многие работы Мане просто кричат – “Зачем вам картины, посмотрите вокруг и увидите”. “Железная дорога” – одна из таких, удивительно светлая и простая картина. На ней изображена молодая девушка, сидящая на краю ограды-решетки и маленькая девочка, за решетку заглядывающая. Они, быть может, сестры – или же девушка гувернантка, гуляющая с ребенком.
В любом случае, смотрят они в разные стороны – лица девочки не видно, девушка же смотрит прямо в лицо зрителю, как будто он только что окликнул ее, и она недовольна тем, что ее оторвали от книги.
Возможно, в ней про любовь. Быть может, про волшебные приключения. Быть может, про простую обыденную жизнь или про захватывающие приключения какого-нибудь знаменитого детектива. На руках у девушки спит маленький щенок, книга открыта на середине.
Стоит отвести взгляд от картины – и кажется, что девушка снова вернулась к чтению.
Девочка же занята другим. Привставая на цыпочки, подаваясь вперед, она смотрит за ограду, на железную дорогу, где в клубах дыма и пара прибывает поезд. Быть может, ей хочется отправиться в путешествие и найти в нем удивительные приключения и добрых друзей.
Быть может, она никогда не ездила на поезде и страстно мечтает об этом – а может быть, наоборот, ездила и предается сладостным воспоминаниям. Руки ее на прутьях. Голова чуть наклонена – упрямо, внимательно. То, что для ее старшей подруги лишь простая действительность – серая, которую можно и нужно променять на реальность книги, для нее самой – чудо, завораживающая сказка, которая стоит того, чтобы ради нее пренебрегать чтением.
А щенок спит. Ему нужны только люди и косточка.