Лето 1914 года З. Серебрякова планировала провести в Италии, изучая европейскую классическую живопись. Но ее знакомство с творениями Джотто и Тициана, Мазаччо и Тинторетто, прервала начавшаяся Первая мировая война. Художница вынуждена была вернуться в Россию.
Под впечатлением от работ итальянских художников, в родном Нескучном З. Серебрякова начала работать над серией картин и этюдов с любимой ею крестьянской тематикой. Среди них было и масштабное полотно, которое, к сожалению, было уничтожено самой художницей – картина “Жатва”. Сегодня можно увидеть только фрагменты, оставшиеся от монументальной работы – “Крестьяне.
Обед” и “Две крестьянские девушки”.
Рассматривая сохранившиеся наброски к картине, можно предположить, что З. Серебрякова намеревалась изобразить на холсте активный труд нескольких жнецов. Затем – написать отдыхающих крестьянских девушек. Причиной тому – отсутствие моделей-мужчин, призванных в армию и ушедших на фронт.
В окончательном варианте картина должна была показать четырех крестьянок, в перерыве между тяжелой работой собирающихся отобедать в поле.
Две женщины расположились на земле. Одна из них приготовилась делить буханку хлеба, другая – разливать молоко. Рядом с ними стоят две более молодые девушки, они только что закончили работу.
Просты и в то же время лиричны и величественны позы женщин. Как и в других работах на крестьянскую тему, З. Серебрякова в “Жатве” стремилась раскрыть физическую и духовную красоту обычной русской женщины.
Фигуры крестьянок изображены на фоне живописного сельского пейзажа: ввысь к горизонту уходят золотистые поля, перемежающиеся с черными полосами свежевспаханной земли. Вместе с плывущими по небу легкими облаками они создают атмосферу бескрайнего земного простора. Цветовая палитра одежды крестьянок контрастирует с рыжевато-желтым золотом созревших колосьев, наполняя картину теплом, уютом и душевным равновесием.
Картина “Жатва” служит ярким примером живописного мастерства и таланта З. Серебряковой, с трепетной любовью отображающей родную природу и труд простых крестьян на своих полотнах.