“Зевающая девушка” – картина Эдварда Мунка, написанная в 1913 году. На ней в типичной экспрессионистской манере Мунка изображена почти обнаженная женщина, сидящая на краю кровати и уже готовая подняться. Рот ее широко открыт: она зевает после сна.
Левая нога чуть приподнята – это либо желание согреться, либо неосознанный подсознательный рефлекс.
Композиция картины “Зевающая девушка” очень напоминает композицию ранней работы художника “Созревание”, написанной в 1894 году, но во многом отличаясь от нее настроением. Страх, изображенный в виде огромной тени за спиной сидящей на кровати девушки на картине двадцатилетней давности, сменился спокойствием и расслабленностью. Тени, написанные автором, больше не таят в себе угрозы и не пугают ни зрителя, ни главного персонажа холста.
Обнаженные модели этого периода творчества художника полны экспрессии и чувственности. Этого эффекта Эдвард Мунк добивается хаотичным, необузданным наложением красок. По мнению некоторых исследователей творчества норвежского художника, это роднит его картины с работами фовистов, в особенности с работами Анри Матисса. Хаотичный, беспокойный колорит картины “Зевающая девушка” компенсируется твердой композицией работы, которая контролирует весь образ.
Как часто бывает у Мунка, композиция строится на пересечении горизонтали и вертикали, образуя символический крест.
Само собой, в настроении картины “Зевающая девушка” нет ничего легкого. Ее зевок словно в любой момент может перейти в крик. Стол, изображенный в правой части полотна не только подчеркивает композиционную горизонталь: в нем узнается декорация комнаты в картине 1886 года “Больная девочка”.