“Зенобия, найденная пастухами на берегах Араксы” – работа французского художника Адольфа Вильгельма Бугеро, – явилась отправной точкой восходящей славы тогда еще молодого автора и принесла ему Римскую Премию. То, что запечатлено на плоскости холста явилось лишь маленьким кусочком долгой истории мучений Зенобии – жены властителя Иберии.
Став жертвой ревнивого мужа Радамиста, будучи в бегах от нового правителя царства, Тиридата, женщина была ранена и брошена в воды реки Араксы. Назло судьбе молодая царица была спасена еле живой из пучины горной реки пастухами и принята Тиридатом, любившим и уважавшим ее. Сцена спасения привлекла внимание Бугеро. Удержание на волоске уходящей жизни, трепет, с которым спасители девы смотрят на бездыханное тело, молчание и ожидание пробуждения – томят зрителя. Нависшее полотно тишины нарушает лишь шелест воды и одежды.
Природа практически спит в вечерних сумерках.
Солнце еще не зашло, окрасив багрянцем тела людей, а тени сделав резче и черней. Каждый мазок и штрих масла живет и плавится под ногами пастухов. Печальная сцена, не правда ли?
Пленят тела мужчин. Они прописаны правдоподобно, словно списаны с натуры разных возрастов и сословий: и обнаженный отрок, и склонившийся старик в капюшоне, и загорелые пастухи помладше.
На фоне песочной краски тел мужчин Зенобия кажется фарфоровой и хрупкой. Тело ее не знает копоти лучей и колючего ветра. Вода практически мумифицировала несчастную царицу своей прохладой.
Оттого и кожа бела, и одежды прозрачны.
Несмотря на скученность персонажей, каждый из них виден, не надо угадывать ни черт лица, ни глаз. Хочется отдать должное мастерству автора прописывать драпировки с заломами и складками, а также сложные моменты пейзажа – камни, растения и разнофактурную основу песка либо скал. Письмо Бугеро отличается сухостью и ровной структурой, как глянец.
Искусствоведы говорят, что это одно из первых полотен написанных Бугеро в нехарактерной для автора палитре – очень светлой, теплой и чистой. “Зенобия, найденная пастухами на берегах Араксы” – старт для следующих шедевров с подобным подчерком и цветом.