В 1907 году Пикассо, уже получивший широкую известность, неожиданно для окружающих создает ряд картин в новой, так называемой Кубистической манере. Кубизм, вначале отпугнувший критиков и публику, вскоре перерастает в одно из самых распространенных течений не только во французской, но и во всей европейской живописи. Завет Сезанна, призывавшего трактовать природу “посредством шара, конуса, цилиндра”, художники-кубисты рассматривали как свою творческую программу.
Сам Сезанн никогда не следовал этим словам буквально.
Молодые художники оказались более радикальными. Кубисты старались выявить конструкцию предмета, обнажить его “чистую” структуру. Окружающая природа, предметы обихода, человеческая фигура превращались в их картинах в сочетание объемов и плоскостей. Однако крупнейшие художники-кубисты и прежде всего сам Пикассо никогда не отрывались от реальной действительности. Их экспериментирование носило познавательный, отнюдь не произвольный характер.
Поэтому ряд вещей Пикассо, относящихся к кубистическому периоду, действительно раскрывает явления с новой стороны, углубляя представление зрителя о данном предмете.
Натюрморт “Зеленая миска и черная бутылка” написан в период, когда абстракция заняла главное место в творчестве Пикассо. Композиция подчеркнуто проста и лаконична: всего два вполне обыденных предмета на фоне суммарно написанной драпировки. Расположение предметов позволяет наилучшим образом выявить массу, контур, даже фактуру материала.
Художник лишил картину всякого декора, сместил вещи почти к краю картины, развернув их углом к зрителю, чем создал явно ощутимую напряженность. Впечатление тревоги усиливает контрастность глубоких тонов – зеленого и черного – на предметах, показанных на фоне пронзительного красного цвета.
Уверенная обобщенная живопись, суровый колорит, построенный на сочетании коричневато-красного, черно-серого и глухого зеленого. Но лаконизм художественных средств придает особую выразительность этим простым предметам.
Отбрасывая иллюзорность, отказываясь от мертвящей правильности формы, Пикассо усиливает “характер” каждого изображенного сосуда: стройного, совершенного по форме, даже элегантного черного флакона и широкой, несколько неуклюжей зеленой чашки. Вещи получают необычайную одухотворенность и “жизненность”. В небольшом натюрморте полностью проявилось поразительное умение Пикассо увидеть в окружающей действительности неисчерпаемые изобразительные возможности.
Картина поступила в Эрмитаж в 1934 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.