Чрезвычайно широкое распространение в голландском искусстве XVII века получил натюрморт. Мастера голландского реализма чувствовали особую склонность к изображению “жизни” вещей. На протяжении XVII века натюрморт в Голландии претерпевает заметную эволюцию: из скромного изображения окружающих человека предметов он превращается в пышное зрелище. “Завтрак с крабом” Хеды относится к периоду расцвета этого жанра.
Он принадлежит к типу так называемых “завтраков”.
Набор предметов, входивших в этот тип натюрморта, со временем приобрел известную определенность: бокалы или рюмки с вином, кувшины, тарелки со снедью. “Завтраки” всегда несут на себе следы незримого присутствия человека: вино налито в бокал, но недопито, лимон наполовину очищен, салфетка скомкана. Это непосредственное ощущение жизни выделяло “завтраки” из массы других натюрмортов, делало их особенно популярными. Другой чертой является то мастерство, с которым художник изображает предметы.
Хеда передает тонкость стекла и хрусталя, блеск серебряных и позолоченных кубков, фактуру накрахмаленной скатерти и пористой кожицы лимона. Совершенно очевидно, что натюрморт Хеды отражает жизнь вполне зажиточного человека.
На картине изображены предметы роскоши – хрусталь, серебро, дорогие заморские яства. Намеренный беспорядок, призванный произвести впечатление большей “живости”, обманчив. Натюрморт построен очень строго – линия стола и стоящие на нем кубки и бокалы образуют четкую систему горизонталей и вертикалей – композиция его нерушима.
Цвет в натюрморте подчинен единству коричневато-серой тональности, даже красный краб и зеленые оливки должны пожертвовать своим естественным цветом ради этой цели.