Значительная часть совсем недолго жизни Федора Александровича Васильева прошла в Петербурге. Жизнь эту нельзя назвать счастливой и безоблачной.
В поисках лучшей доли и материального достатка из Гатчины семья будущего художника переехала в молодую столицу немногим после рождения Васильева, однако, большую часть своего заработка глава семьи либо спускал в карты, либо пропивал.
Но, несмотря на тяжелое положение, Васильев не перенес эти тяжкие мрачные воспоминания на сам город, тем самым совершив своего рода идеологическую революцию в привычных канонах изображения городских пейзажей передвижниками. Он не стал искать социальную проблему, обличать неравенство социальной действительности, не поднимал других расхожих проблем, к которым привычно обращались собраться по передвижному обществу – молодой живописец ищет в городе красоту и романтику.
Его Петербург – это непросто прекрасный город, а место, видение из другого волшебного мира. Неспроста мастер изобразил Петербург в лучах утренней зари! Широкий проспект в желто-оранжевом зареве, стройные дома, тянущиеся ввысь уличные фонари, зеркальный тротуар, в котором отображается заря, мерно двигающиеся люди и экипажи – весь город выглядит не только волшебно-красивым, а каким-то торжественным и потусторонним в своей исключительной красоте.
Большую часть картины занимает небо, прекрасное и такое разное. Здесь собраны все оттенки – насыщенная синь плавно переходит в белесый цвет, чтобы потом обрести золотой оттенок, и постепенно насытившись им, превратиться в ярко-оранжевый горизонт. Федора Васильева сразу после смерти с легкой руки Николая Ге окрестили “художником, открывшим живое небо”, и это полотно как нельзя лучше подтверждает его слова.
При жизни художник не успел насытиться славой, не потому, что был не признан, напротив, великий талант молодого мастера был заметен сразу и восхищал уже более именитых Крамского, Репина и других передвижников, к тому же гениальный юноша был заметной личностью в аристократических кругах, и снискал нескольких покровителей. Васильев просто очень рано умер, не успев обрести общероссийскую и мировую славу, ему просто не хватило времени. И сегодня его картины до сих пор волнуют публику, оказывая на нее все тоже магическое воздействие.
Время не властно над его душевными шедеврами.