Рассматривая пейзаж Серова “Заросший пруд. Домотканово”, невольно приходит ощущение того, что здесь изображена крохотная частица природы, как бы “заблудившаяся” в пространственно-временных рамках. Правда, такая ассоциация возникает не сразу, потому что поначалу зритель видит “всего лишь” фотографию, качественную, с хорошо построенным композиционным сюжетом, и удачным выбором ракурса.
С “погружением” в этот сказочный мир, изображение постепенно оживает, поверхность пруда начинает мерцать, и оказывается, что настоящая реальность существует по ту сторону полотна, она на расстоянии вытянутой руки, но проникнуть туда невозможно.
В пейзаже нет места громким звукам, страстям, бурному проявлению эмоций, но и настраивая на лирический лад, оно напрочь отгоняет тревожные мысли, предлагая говорить светлым чувствам. Создавая ощущение гармонии, художник отказался от броских световых и цветовых пятен, а также убрал резкие переходы. В мельчайших деталях просматривается уравновешенность, аскетическая взвешенность.
Наверное, Серов научился не только создавать психологические портреты людей, но и сумел проникнуть в “психологию” природы.
При кажущейся открытости и понятности пейзажа, ценители искусства каждый раз находят здесь скрытые подтексты, живописные метафоры, а также открывают для себя новые художественные грани, воплощенные великим мастером.