Работая над серией фресок для здания Парламента в течение последних двух десятилетий своей жизни, Дайс совершенно самостоятельно разработал стиль, радикально не похожий на вдохновленную назарейцами историческую живопись, представленную картиной “Царь Иоас выпускает “стрелу избавления”” – главным образом под влиянием стиля прерафаэлитов. Полотна Дайса послужили молодым художникам “Братства прерафаэлитов” отправной точкой для собственного переосмысления исторических образов, а их пейзажи в свою очередь произвели глубокий эффект на образы природы у Дайса. “Залив Пигуелл в Кенте” – самый яркий пример заимствования автором прерафаэлитской эстетики; к ней же он прибегает в прочувствованной серии небольших полотен на религиозную тематику в конце 1850-х годов.
Дайс начал писать картину в Рамсгите, где отдыхал вместе с семьей. Он изобразил своих близких как бы в виде фриза, развернутого по всему переднему плану: в центре – сын и жена художника, по краям – две его сестры, и все выписаны с тонким изяществом портретов-миниатюр. Все они тепло одеты и закутаны в кашне – осенний вечер прохладен. Себя Дайс изобразил с художественными принадлежностями на заднем плане справа.
Передний план изобилует мелкими деталями, такими как ракушки моллюсков и яйцевые капсулы скатов по всей границе прилива.
Вид открывается преимущественно на запад-юго-запад, тем самым закат на восточном берегу предстает с неожиданного ракурса, а время суток определяется как ранний вечер – приблизительно половина шестого. Комета Донати с ее выгнутым вправо хвостом отчетливо видна в западной части неба, сверху в центре композиции Только пятью днями раньше комета приблизилась к Земле и наладилась в точности между планетой и Солнцем.
Более глобальная тема Дайса – это размышление о бренности бытия. Маркеры гео-японской эпохи – меловые утесы на среднем плане; у основания от изрезаны пещерами и однако ж крепко стоят на земле. Это время передано посредством хвостатой кометы вверху цикла, подразумеваемого закатом. Время жизни человеческой представлено в людях разного возраста и рода занятий, что изображены тут и там на картине: одни, труженики побережья, заняты самой обычной работой; другие, представители среднего класса, предаются модным видам досуга.
Дайс уделил особое внимание облику жены, тщательно выписав алый закатный отблеск за ее спиной и полосатую сине-белую шаль, горизонтальные линии которой вторят складкам меловых утесов на заднем плане.
Комета Донати стала первой из комет, запечатленной на фотографии – буквально за восемь дней до той даты, что увековечена на полотне: ее сфотографировал Уильям Ашервуд из Доркина, но снимок, к сожалению, утрачен. Картина Дайса предположительно основана на фотографии, также не сохранившейся, и выполнена практически в монохромной гамме, типичной для фотоснимка. Однако существует и более красочный акварельный набросок с изображением вида чуть восточнее вдоль залива.
Подготовительные наброски красками встречаются у прерафаэлитов – Хант нарисовал такой эскиз для картины “Валентин, спасающий Сильвию от Протея”, а Браун создал несколько эскизов для картины “Труд”.
Отличие состоит в том, что Дайс, верный академическому образованию и методике, конечный вариант полотна писал в студии, а не на пленэре, как было принято у прерафаэлитов; несмотря на это, оно вполне прерафаэлитское по стилю и глубине изображения и по особому вниманию к фактическим деталям и приметам времени. При этом палитра картины более приглушенная, нежели в других сходных работах конца 1850-х годов. Эта работа, как и портрет Рескина кисти Миллеса отражает конкретику выбранного художником места.
Тем не менее изображение облаков и угасающие розовые отсветы в левом углу на заднем плане, возможно, вторят эффекту сумерек, что Миллее опробовал в “Осенних листьях” и в “Долине вечного покоя”.
На первый взгляд “Залив Пигуелл в Кенте” может показаться всего-навсего приморским видом на грани “картинности”. На самом же деле это четко выверенная композиция, построенная на жестком геометрическом каркасе, поделенная с помощью внутренних элементов на десять равных, параллельных вертикальных полос. Она словно бы закреплена центральной вертикалью, которая проведена от кометы в небе через среднюю фигуру, посохом на левом плече и далее вниз к центру нижнего края картины.
В концепции Дайса заключена целая наука компоновки пейзажа.