Аркадий Рылов – известный пейзажист и символист, ученик Штиглица и Архипа Куинджи. Во многом такие учителя и предопределили его творчество.
Картина “Закат” написана в революционный 1917 год. В некоторой степени это тоже символизм – закат старого мира. В советские времена, когда Аркадия Рылова называли основоположником и главой советской пейзажной школы, “Закат” считался абсолютно символическим пейзажем.
С этой точки зрения красные тона означают “пожар революции”.
Подобное толкование полотна вполне можно допустить. Рылов поддержал революцию, впоследствии стал активным сторонником новой власти и одним из родоначальников советского искусства. Многие видят в полотне “Закат” определенные жизнеутверждающие мотивы.
На картине – традиционный северный пейзаж. Сумерки, чуть растянутые, по-северному. Река, по берегам которой разрослись высокие лиственницы и сосны, заходящее солнце.
Несколько нетрадиционна цветовая гамма картины. По большей степени она черно-красная, вернее, багряная. При ближайшем рассмотрении зритель понимает, что на самом деле небо бирюзовое, вода голубая, а вся остальная гамма – это результат того, что заходящее солнце освещает последними лучами тучи и облака.
На фоне багряно-красных туч – чернильные облака и многочисленные хвойные деревья. Всмотревшись повнимательнее, можно различить, что на картине изображена весна, на деревьях растут новые ветви с пока еще мягкой хвоей.
Зритель смотрит на реку как бы с высокого берега. Солнце же уходит за деревья, которые растут на другом берегу реки, более низком. Отсюда – завораживающий вид.
Картина не относится к числу самых известных. По ней можно оценить всю палитру красок, которые художник использовал в работе. Полотно хранится в Смоленске, в музее искусств.