Таитянское название полотна звучит как “Папе моэ”. И это классический случай для всего творчества Гогена – даже самую обыденную ситуацию он стремился облагородить, и даже придать некие мистические черты.
Картина “Таинственный источник” была написана с помощью фотографии, которая запечатлела пьющего из тонкого ключа молодого юношу. На полотне юноша превратился в полуобнаженную девушку в длинной набедренной повязке. Обычный ключ превратился с легкой руки живописца в некий таинственный источник, полный скрытых тайн.
Тонкая струя выливается в некую небольшую речушку, которую Гоген изобразил колористическими переливами желтого, оранжевого и золотого.
Пытливый зритель может найти упоминание об этой картине в автобиографической книге “Разное”: “В цирке, окрашенном в странные цвета, подобно потокам то ли дьявольского, то ли божественного напитка, таинственный источник бьет ключом в искаженные губы Неведомого”. После, автор сетует, что на выставке Дюран-Рюэля, кто-то воскликнул, мол, где ж такое Гоген увидел, поражаясь аллегоричным характером данной работы, призванной воплотить житейскую ситуацию. И тут же парирует – только мудрый человек стремится проникнуть в суть окружающего мира, сумев рассмотреть в нем все тайное.
Картина невероятно сильна по своему цветовому воплощению – чрезвычайно яркие краски, которые, несмотря на всю контрастность при фрагментарном рассмотрении, соединяются в гармоничный сюжет.
Весь окружающий пейзаж пестрит яркими цветами, настолько экзотичными, что, кажется, невозможно гармонично вписать сюда человеческую фигуру не растеряв этой волшебной первозданности. Но у живописца это филигранно получилось. Более того, именно к этому он стремился в воплощении таитян и их быта – в этой неразрывной связи с природой видел Гоген высшее благо, в первую очередь, для себя.
Сбежав от чванливого европейского мира на дикий, как ему казалось, остров, и здесь ему было суждено разочароваться – неумолимый вихрь прогресса добрался и сюда, понемногу вытесняя все самобытное и “природное”. Сам же Гоген стремился успеть ухватить ускользающее таинственное волшебное прошлое нового для него экзотического мира, подарив тем самым более сотни чудесных работ, открывавших всем доселе неведомую эстетику.