Пожалуй, самой известной картиной замечательной русско-французской художницы Зинаиды Серебряковой является “За завтраком”, или, как еще ее называют “За обедом”. Путаница в названии связана с изменением привычек и распорядка дня. Дело в том, что до революции во многих семьях было два завтрака: один ранний, совсем легкий, а затем, в полдень, следовал довольно обильный прием пищи, но назывался он тоже завтраком, а впоследствии стал именоваться обедом.
На картине художница изобразила троих своих детей в ожидании второго завтрака.
Семейный портрет выглядит так, будто написан в одно мгновение, словно фотография, нет ощущения какого-то позерства, позы и выражения лиц детей совершенно естественны. Маленький Шурик повернуться и смотрит на маму своими большими глазами, его брат Женя пьет из стакана воду, а их сестра положила ручку на тарелку и тоже смотрит на маму внимательным взглядом. Каждый ребенок на картине по своему уникален, у каждого свой взгляд и выражение лица.
Одежда на детях по-домашнему скромная, но видно, что одеты они с любовью и вниманием.
Обращает на себя внимание сервировка стола. Она не то чтобы богата, а, скорее, благородна, под стать традициям того времени: белая скатерть, красиво сложенные тканевые салфетки, сервиз из фарфора, графин для напитков и большая супница во главе стола, создавшая путаницу с названием картины.
Картина Зинаиды Серебряковой “За завтраком” подкупает своей искренностью, трогательностью и одухотворенностью. Чистый непорочный образ маленьких детей, как и особый почерк художницы с непростой судьбой словно дарит духовный свет любому зрителю.