Говорят, что сюжет для, этой картины Миллес придумал летом 1848 года во время церковной проповеди. На полотне изображен маленький Иисус в мастерской своего отца Иосифа. Иисус только что поранил руку гвоздем, что можно понять как предчувствие будущего распятия.
Первые наброски Миллес сделал в ноябре 1849 года, в декабре приступил к холсту, а в апреле 1850 года закончил картину. Через месяц художник представил ее на летней выставке Королевской академии – и на него обрушились недовольные критики. Особенно возмущался писатель Чарльз Диккенс. В статье, опубликованной в еженедельнике “Семейное чтение”, он писал о том, что Иисус выглядит “отталкивающим, непоседливым, рыжеволосым мальчишкой – плаксой в ночной рубашке, который, кажется, только что вылез из соседней канавы”.
О Марии Диккенс сказал, что она написана “до ужаса уродливой”. В подобных выражениях отозвалась о картине Миллеса и газета “Тайме”, назвавшая ее “омерзительной”.
По мнению критика, “удручающие до тошноты подробности столярной мастерской заслоняют собой действительно важные элементы картины”. В самом деле, необычно представленную Миллесом религиозную сцену многие сочли слишком грубой и почти кощунственной. Художник, отчаявшись, решил, что пропали даром все его старания: много дней просидел он в настоящей столярной мастерской, наблюдая за работой местного плотника и стараясь в мельчайших подробностях зафиксировать каждое его движение.
Между тем эту картину до сих пор считают одним из самых значительных произведений Миллеса.