В картине Крамского пустыня производит впечатление холодного ледянящего пространства, в котором нет и не может быть жизни. Могучая вертикаль словно окаменевшей от дум фигуры Христа противостоит бесконечной шири пустыни. В его лице, особенно во взгляде, полном напряженной мысли, читается некая отрешенность, отсутствие реальности здешнего мира.
Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход.
Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало… Подобно тому, как посреди холода и мрака пустыни рождается свет, так внутри изображенного человека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере.
Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе.
Эстетика картины находится в границах эпохи. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Крамской ищет изображение по отношению к собственному мыслимому образу, а не по отношению к абсолюту и тем более не к социальному или физическому типу. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала.
В этом случае “правда лица” зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. А на вопросы зрителей: “Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой? – я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали”, – писал Крамской.
В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину “Христос в пустыне”, пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Звание профессора Крамскому не было присуждено. Крамской получил несколько предложений продать картину. П. М. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену – 6000 рублей.
Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь.