Дошедшие до нас религиозные полотна Вермеера поразительно отличаются от жанровых работ живописца. Историки искусства полагают, что картина “Христос в доме Марфы и Марии” была первой заказной картиной Вермеера. Она написана в традициях утрехтской школы, и некоторые исследователи творчества мастера считают ее доказательством того, что Вермеер какое-то время учился живописи за пределами родного Делфта.
Кроме “Христа в доме Марфы и Марии” известно еще два религиозных полотна Вермеера – сравнительно недавно обнаруженная “Святая Праксия” и “Аллегория Веры”, созданная, скорее всего, в начале 1670-х годов. По-видимому, обе картины художник написал на заказ и, следовательно, не был свободен в выборе сюжета.
Нельзя назвать характерной для Вермееровского стиля и композицию этих работ. Так, и в “Христе в доме Марфы и Марии”, и в “Святой Праксии” фигуры кажутся “повисшими” в неком неопределенном, условном пространстве, что очень странно для мастера жанровой живописи, каковым являлся Вермеер.
Композиция “Аллегории Веры” больше отвечает его обычной стилистике, но перегруженность этой картины нарочитыми, неестественными и ненужными подробностями отдаляет ее от лучших работ художника, где каждая деталь неотменима.