Крупные фигуры на переднем плане этого полотна, выполненного около 1618 г., а также натюрморт на кухонном столе очень характерны для стиля раннего Веласкеса; типичен для художника и выбранный сюжет. Необычно лишь смещение акцента картины, а именно – фигура Христоса в кресле, который проникновенно беседует с Марией и другой женщиной, внимательно его слушающих, – на заднем плане. Эта ярко освещенная сцена, отражающаяся в зеркале, висящем на темной кухонной стене, кажется далекой и похожей на сон, хотя обе женщины внимательно наблюдают за ней.
Указательный палец старухи как бы обращает внимание зрителя на эту сцену. Марфа, хлопотливая домашняя хозяйка, напряженно следит за происходящим. Угрюмое выражение ее лица, по-видимому, вызвано нашептыванием старухи, будя в ней зависть к сестре, которая в отличие от Марфы не лишена возможности слушать проповедь Христа.
МАРФА. Марфа – сестра друзей Христа Марии Магдалины и Лазаря, обычная домашняя хозяйка.
В Евангелии от Луки описывается, как она радушно принимала Христа в своем доме и хлопотала по хозяйству, подавая на стол, в то время как Мария слушала его речи. Когда Марфа упрекнула Христа, почему тот не послал Марию помогать ей, он ответил, что Мария выбрала лучшую стезю. Марфу всегда изображают либо за работой, либо в окружении кухонной утвари или со связкой ключей.
Она, как и ее сестра, усердно служила в благовествовании веры Христовой.
Однажды Марфа, Мария и Лазарь отправились в путь на плоту без пищи, но благополучно высадились около Марселя. В то время свирепый дракон терроризировал жителей Тараскона, но Марфа усмирила зверя с помощью святой воды и креста.