Картина итальянского живописца Помпео Батони “Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде”. Размер картины 227 x 298 см, холст, масло. В эпоху Просвещения, в 18 веке сцены из истории подвигов Ахилла, героя Троянской войны, были популярны и широко распространялись в Европе, однако сюжет картины Помпео Батони крайне редок: кроме эрмитажного полотна не известно о существовании какой-либо подобной художественной работы.
Императрица Екатерина II, заказавшая живописцу Помпео Батони картину, сама выбрала эту тему.
В качестве источника послужило сочинение Джованни Боккаччо “Генеалогия богов”. Мать Ахилла, морская богиня Фетида, отдала его на воспитание мудрому кентавру Хирону. Узнав, что сын должен погибнуть в войне с троянцами, она решила обмануть судьбу.
Тайно Фетида забрала у Хирона спящего Ахилла и на раковине переправила на остров Скирос к царю Ликомеду.
В основе строгой композиции художника Батони две арки: ниша в пещере, известного своей ученостью, кентавра Хирона со стоящей в ней гермой и проем в скале, за которым расстилается море. Служанки Фетиды, наяды и нимфы бережно переносят спящего Ахилла на раковину. Рядом Фетида прощается с Хироном.
Идеальные пропорции фигур мифологических персонажей напоминают античные статуи. Чистые звучные цвета одежд – синий, красный, белый, розовый – эффектно выделяются на спокойном коричневато-сером фоне скалы.