На протяжении 1768-1774 гг. между русским и турецкими флотами длилась война. Иван Айвазовский не участвовал в этих сражениях, но происшедшие исторические события вдохновили художника на создание нескольких полотен, посвященных этим сражениям. В 1880 году, уже после окончания войны, Айвазовский пишет картину “Взятие русскими матросами турецкой кочермы и освобождение пленных кавказских женщин”. В бушующем море русские судна с нескольких сторон пытаются захватить турецкую кочерму.
Судна кренятся от сильных волн.
У кочермы уже сломана одна мачта. Русские матросы, несмотря на шторм, готовы выполнить свою миссию и освободить пленниц. Гребцы из последних сил сражаются с морской стихией.
Вечернее солнце озаряет все вокруг насыщенным желтым свечением. Лишь проблески насыщенного голубого неба видны в верхней части картины. Желтый цвет солнца отражается и на судах. Белые паруса турецкой кочермы написаны желто-оранжевыми оттенками. Прозрачные волны написаны оттенками желтого, зеленого, синего и изумрудного цветов.
Их бурное движение усложняет и так тяжелую ситуацию.
Глядя на картину, хорошо представляется неспокойное движение судов по поверхности моря. В правой части картины видны горы, значит, действие происходит недалеко от суши. Весь колорит картины передает напряженность всего действия. Турецкая кочерма уже почти захвачена, русские матросы справились с заданием. Не зря художник изображает закат в этом пейзаже, он словно говорит о том, что все подходит к концу, и день и сражение.
Историческое содержание картины Айвазовский умело объединил с великолепным по красоте пейзажем.