Все сидели в глубокой скорби и молчании. В ночь, с четверга на пятницу, Иисус с одиннадцатью учениками вышел в Гефсиманский сад, находившийся у подножия Елеонской горы. А в это время Иуда уже торопился к дому первосвященника Каиафы…
Спустя 25 лет после создания “Тайной вечери” художник Николай Николаевич Ге Напишет еще одну картину, явившуюся ее прямым продолжением, – “Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад”.
“Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного”, – написано в Евангелии от Иоанна. Но как воплотить в живописи этот драматический момент одиночества и предчувствия гибели? Воображение художника рисовало Христа с заломленными руками, с выражением отчаяния на лице… Но все было не то. Ощущение гнетущей неопределенности он выразит в холодных, “скорбных” красках полотна, в мерной поступи исчезающих в темноте фигур.
Мастерски переданный медленный ритм погребального шествия красноречиво напоминает о том, что из замкнутого круга нет и не может быть выхода. Сумрачные тона картины точно и эмоционально передают одиночество Христа, пока еще окруженного людьми.